Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 8 января 2011 г.

Армия без стекла: так рождаются настоящие танкисты


Одна из публикаций по итогам службы в армии (2003-2004 гг.)



Уже более года автор этих строк, хоть и с определенными перерывами между боями, делится с читателями впечатлениями про службу в 169-м учебном центре Сухопутных войск Вооруженных сил Украины «Десна».

Будем откровенны, истинный защитник родного Отечества в «Десне» большую часть времени занят уборкой в расположении казармы и на закрепленной территории, несением службы во всевозможных нарядах, а также тяжким и непосильным трудом в рабочих командах. Однако в связи с тем, что кроме всего прочего он еще является и курсантом учебного центра, рядовые срочной службы время от времени посещает занятия, связанные с военным делом. Ведь должен стать младшим специалистом по военной специальности. Апогеем же обучения для наводчиков пушки танка являются стрельбы штатными артснарядами, ну и, как вы уже догадались – выпускные экзамены.

Согласно армейской традиции

В солдатской среде именно после стрельб штатными снарядами, новобранец последнего призыва («слон») де-факто превращается в настоящего танкиста. Откровенно говоря, после взрывов на складах с боеприпасами в Артемовске, ну а затем и Новобогдановке, ни для кого не секрет: проблем с боеприпасами у Вооруженных Сил Украины нет. Но курсантам учебного центра положено совершить всего три выстрела из пушки штатным артснарядом.

Словом, если верить солдатской идеологии, после первого из них у новобранца («слона») отпадают уши, после второго – хобот, а после третьего – хвост.

Таким вот образом и происходит рождение настоящего танкиста!

Тяжело в учении

…В один из летних дней пришел черед и курсантов нашей роты продемонстрировать все свои умения и навыки в стрельбе штатными артснарядами. По прибытии на поезде «Десна» – «Полигон», основная масса рядового состава была задействована в переносе снарядов и запалов из временного хранилища (обычной ямы) к танковой директрисе. Во время возвращения со второй ходки меня окликнул командир отделения, дал в руки секундомер, сказав: «Быть мне хронометристом!». По началу, я, было, обрадовался, подумав: «Классно «зашарился», теперь уж и в рабочую команду не попаду. Буду спокойно определять согласно действующим нормативам, через какой промежуток времени был произведен первый выстрел и так далее».

Но минут через десять один сослуживец огорченно сообщил о том, что попали мы по самые Нидерланды - будем в перерывах между стрельбами вместо отсутствующих из-за понятных причини механиков-водителей снаряды и запалы к броне танка подносить.

К счастью, нам, шестерым хронометристам, повезло. Руководитель стрельб отправил нас в столовую завтракать. А уже в то время, пока мы только приступили к приему пищи, раздались первые оглушительные выстрелы. Стены, стекла и крыши деревянных пристроек просто ходуном ходили. Позавтракав в условиях приближенных к боевым, мы обнаружили, что и людей в рабочие команды на лесопилку и в другие места уже распределили. Да и замену на посту хронометристов нам нашли – стреляют ведь. Следовательно, чтобы кто-то не «озадачил» свободные рабочие руки, при виде старших по званию в районе хоздвора нашего полка на полигоне, приходилось создавать видимость рубки и пилки дров. Данное занятие довольно быстро всем поднадоело, поэтому большая часть из нас приняла решение уйти в лес и отдохнуть там до обеда. Увы, но «шара» быстро закончилась. Поскольку бравую гвардию приблизительно минут через 20 технично вычислили. К слову, сдал один из сослуживцев. И после недолгих раздумий лаборант участка полигона нашего полка отправил нас латать дыры асфальтных дорожек.

«Асфальтный завод» состоял из костра, нескольких кирпичей, на которых располагался лист металла. Технология проста: поверхность листа необходимо засыпать кусками старого асфальта, смолой, довести до нужной кондиции, а уже готовый продукт на носилках перенести к тротуару, засыпать поврежденные участки, утрамбовать. В связи с тем, что экспертов асфальтоварения среди нас не оказалось, первый блин – вышел комом. Ведь подметая затрамбованную по полной программе небольшую дыру в тротуаре, моему коллеге по асфальтоукладке довелось услышать фразу: «Рома, ты сильно не увлекайся, асфальт то оставь!» Позвали лаборанта. Он, в свою очередь, решил продемонстрировать нам, как это делается. Откровенно говоря, от владения лопатой в его исполнении во время перемешивания асфальтной массы у нас отвисли челюсти. Только вот проблема то осталась. И подметая залатанную дыру в асфальте мой сослуживец вновь услышал фразу: «Рома, ты сильно не увлекайся, асфальт то оставь!»

Минут через 10-ть был созван сержантский консилиум. Один из младших командиров оказался экспертом в данном вопросе, после чего служба у нас наладилась.

На утро второго, заключительного, дня штатных стрельб, в расположении роты появился наш сослуживец Трофим из Славуты (Хмельницкая область). Парень последние несколько недель лечился в госпитале, где сдружился с курсантами Харьковского института танковых войск, которых, в свою очередь, более месяца готовили к параду, посвященному Дню Независимости на Крещатике. Обитали в госпитале и проходившие курс молодого бойца новобранцы все того же военного училища. Как вы понимаете, денег у курсантов военных высших учебных заведений больше, чем у украинских солдат. Погулять же, особенно летом, хочется всем. Как результат, самоходы из госпиталя на территорию военного городка стали делом обыденным. Но вот во время последнего из них, ребята, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, нарвались на патруль.

…В бригаду к Трофиму, по наведению порядка в уличном туалете на территории полигона, были направлены двое запорожских ребят – Умка и Чирик, найденные спящими в лесу (да еще и с нарушением формы одежды), руководителем стрельб. Таким образом, второй день запомнился специфическим запахом воздуха благодаря трио работников в противогазах, насчитавших к концу смены 164 вычерпанных ведра страшно вонючей смеси.

Бахнул, весь танк в дыму

Перед обедом, именно эти бравые ребята стали нашими коллегами по смене во время стрельб из танка штатными артснарядами. Все произошло достаточно неожиданно, к нашему «асфальтному заводу» подбежал один из командиров взводов роты и сказал, что срочно нужны шесть человек для стрельб. Пропустив все учебные места мы направились на пункт получения боеприпасов, где нам выдали патроны для танкового пулемета. Затем, выслушав инструкции от руководителя стрельб, смена направилась к танковой директрисе.



Короче говоря, вот так я и стал настоящим танкистом!

Нечего себе дурным голову забивать – в армии на второй год не оставляют!

Во время одной из консультаций на первом курсе в университете один мой преподаватель (к сожалению, в настоящее время уже покойный) сказал: «Экзамен для студента – праздник! Но не тот праздник, что со спиртным и с закуской, а праздник для души».

Во время сдачи экзаменов в Вооруженных Силах в памяти отложилось следующее: «Нечего себе дурным голову забивать - в армии на второй год не оставляют!». Да и, по большому счету, времени для того, чтобы забить себе «дурным» голову - у курсантов толком то и не. Поскольку три недели между штатными стрельбами и выпускными экзаменами они провели в рабочих командах, подготавливая полигон, расположение казармы, территорию и объекты, закрепленные за ротой, к итоговой проверке. В ходе которой курсанты должны были сдать экзамены по боевой, строевой, физической и гуманитарной подготовке.

Пятилетний опыт обучения в университете помог автору этих строк отскочить»на учебных местах во время теоретической части экзамена по боевой подготовке. А также не нарваться на начальника экзаменационной комиссии генерал-лейтенанта Григория Дячука. Ведь он не только курсантов за ответы хвалил, но и многих за тихое молчание ой как журил.

В период самих стрельб из танка нашему взводу сильно не повезло - мы стреляли в темное время суток. Ночные стрельбы – сами по себе довольно сложные, а если прибавить к этому отсутствие не только приборов ночного виденья, но и подсветки на некоторых мишенях, то что тут говорить? Да, в мишень танка я попал, и мишень гранатометчика при помощи пулемета также снес, но вот безоткатного орудия на автомобиле, к сожалению, увидеть так и не удалось. Как результат – одна из мишеней не поражена. Впрочем, три балла тоже результат!


Наиболее весело проходил экзамен по строевой подготовке. К нему готовились до такой уж степени форсированными темпами, что элементы приемов с автоматами нам продемонстрировали лишь за несколько минут до начала экзамена. Порадовало мое отделение проверяющего и знанием устава. Так, из десяти курсантов отделения всего один сумел ответить на вопрос: «Что такое строй?». Другой - что такое «фланг». Да и маршировала большая часть из нас довольно экзотично.

Впрочем, вовремя подсуетился наш командир взвода. Так что, согласно ведомости, взвод за строевую получил оценку «4».

Спустя час после сдачи экзамена по строевой курсантов нашей роты ожидал один из элементов программы физической подготовки – бег на дистанции 1000 метров. Возможно, не каждому 23-летнему «ветерану» дано тягаться на равных с 18-летними ребятами. Однако учитывая тот факт, что в сентябре 2003 года исполнилось немногим более года, как автор этих строк выпустился из госуниверситета действующим чемпионом по мини-футболу и баскетболу то с физподготовкой в армии не все так и гладко. Еще метров за 200 до окончания дистанции состояние было, как в том анекдоте – уж лучше б я умер вчера. Причина – снятие армейского стресса сигаретами, при практически полном отсутствии физической зарядки.

А вот то, что произошло во время вечерней проверки, порадовало всех. Ведь командир роты объявил о том, что каждый из победителей соревнований в индивидуальных дисциплинах получат приз – радио. А три взвода, которые продемонстрируют лучшие результаты в командном зачете – всевозможные сладости. На тот момент, одна из индивидуальных дисциплин уже вошла в историю. Во второй – в подтягивании, ловить мне было практически нечего. А вот в третьей…

Да, именно с бегом на дистанции 100 метров автор этих строк и связывал свои надежды на радио. Да и, как оказалось, надежды его оправдались! Результат 13,0 сек. хоть и далек от мирового рекорда, но перебить его в тот день никто так и не сумел. Также приятно отметить, что первое и второе места в командном зачете одержали взвода, состоявшие практически на 100 процентов из запорожцев. Сладости достались именно им. Правда вот в официальном протоколе, наши с вами земляки были лишь четвертыми и пятыми. Дело в том, что курсанты первых трех взводов находились в резерве Передовых сил обороны, а туда из учебного центра набирают парней исключительно хорошей физподготовкой.

С гуманитарной подготовкой проблем не возникло – пять баллов.

  Такие воспоминания остались в памяти о получении военной специальности наводчика пушки танка Т-64Б в учебном центре Сухопутных войск Вооруженных сил Украины «Десна». Впереди моих сослуживцев ожидала отправка в расположение частей и подразделений Сухопутных войск, а меня – постоянный состав одного из полков учебного центра. Но это, как вы понимаете, уже совсем другая история.

2 комментария:

  1. Раньше крепко спал - думал, что охраняют!
    Теперь не сплю - знаю как охраняют!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Дембель неизбежен!!!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить